«One Million — не предел»: Алексей Гром о десятилетии сопряжения ЕАЭС и «Пояса и пути» и новых амбициях евразийского железнодорожного коридора

Пресса о нас

АН.jpg
16.10.2025  / 央视融媒China Media Group, CMG

Беседа с главой ключевого оператора евразийских железнодорожных коридоров ОТЛК ЕРА о десятилетии взаимодействия ЕАЭС и «Один пояс один путь», преимуществах железнодорожного сообщения и планах на будущее.

— Алексей Николаевич, как Вы оцениваете текущее взаимодействие ЕАЭС и инициативы «Пояс и путь»?

— Спасибо за вопрос. Мы с инициативой «Один пояс, один путь» практически ровесники: компания ОТЛК ЕРА была создана в 2014 году, и в прошлом году мы вместе отметили десятилетие. Конечно же, результаты развития инициативы и нашей компании, как интеграционного проекта Казахстана, России и Беларуси, – отличная иллюстрация того, что можно сделать, когда эти проекты сопрягаются и способствуют развитию друг друга.

Любая государственная инициатива, в особенности стратегическая, требует очень эффективного и предметного процесса реализации. И те, кто хотели вместе с Китаем и всеми странами, находящимися на этой оси современного Шелкового пути, получить позитивный результат, они его получили. При этом перспектива остаётся ещё более интересной и значимой.


— ОТЛК ЕРА является ключевым оператором коридора, проходящего транзитом через Казахстан, Россию и Беларусь. В чем преимущество железнодорожного экспресса Китай-Европа? Какие выгоды он приносит странам, которые расположены вдоль данного пути?

— Стать лидером на таком важном маршруте – сложная задача. Но ещё сложнее удерживаться на лидерских позициях в течение десяти лет, что мы в ОТЛК ЕРА и делаем. Ключевой фактор наших общих достижений – это интеграция со всеми участниками, и в первую очередь с Китайской Народной Республикой.

На этом современном Шелковом пути наиболее ярко раскрываются все конкурентные преимущества железнодорожного транспорта: это скорость, надежность, безопасность, экологичность и, что важно, конкурентоспособность по цене. За время развития нашего проекта мы доказывали, что хороших результатов можно достигать, и все эти конкурентные преимущества ярко проявляются на данном маршруте.

Как говорят у нас в России: «Там, где развивается железная дорога, там развивается жизнь». Железная дорога даёт точки роста не только для транспортной индустрии, но и для строительства, машиностроения, IT. Я думаю, жители стран, через которые проходит наш путь, на деле почувствовали эти преимущества в повышении благосостояния, в новых рабочих местах и появлении востребованных продуктов из другой части света.


— Как вы оцениваете текущее состояние и в целом потенциал существующих трансъевразийских коридоров?

— Как любой процесс, перевозки по трансевразийским коридорам можно оцифровать и улучшить. Я считаю, что потенциал у нашего коридора огромный при одном условии – стопроцентной вовлеченности и интеграции всех участвующих в перевозке сторон.

Если говорить о пройденном пути: в 2015 году в нашем портфеле было всего 15 маршрутов. Сегодня мы работаем уже почти с 800 маршрутами, которые объединяют 255 грузообразующих и грузопоглощающих локаций на нашем континенте. Эта география – отличная иллюстрация того, в какой хорошей точке развития мы сегодня находимся.

В 2016 году мы придумали слоган, который коррелирует с китайской инициативой: «One Belt, One Road, One Million». Когда мы говорили, что хотим провести миллион контейнеров, многие относились к этому как к недостижимому показателю. А сегодня некоторые участники рынка говорят, что это недостаточно амбициозная цифра. Достигнув совместно миллиона, мы должны строить планы уже на два, три, а может быть, и на пять миллионов.


– ОТЛК ЕРА – единственный на сегодняшний день паритетный альянс железнодорожных администраций. Как Вы оцениваете вклад такой кооперации в общую динамику развития евразийской транспортной связности?

— Действительно, у нас уникальный альянс, созданный российскими, казахстанскими и белорусскими железнодорожниками. Хотя подобные альянсы есть и в других видах транспорта, на железной дороге их не так много. Я думаю, что наш опыт может служить хорошим примером для создания подобных компаний на других транспортных коридорах. 


— Из-за геополитической нестабильности наблюдается несбалансированность в отправлениях и возвратах железнодорожных экспрессов. Какие меры принимает ОТЛК ЕРА?

— Дисбаланс по направлениям – это практически нормальная ситуация для глобальных международных транспортных маршрутов. Он был всегда и всегда будет. В этой мире нет ничего сбалансированного в наше время. Вопрос в том, насколько компания готова нивелировать несбалансированность перевозок.

Конечно, геополитическая нестабильность не добавляет эффективности. Одна из проблем состоит в том, что некоторые участники процесса считают возможным просто прекратить движение без видимых причин, связанных с инфраструктурой или технологией. Это безответственное действие, которое наносит ущерб прежде всего людям на тех территориях, где вводится ограничение, так как они теряют работу и доход, также не развивается важнейшая для страны индустрия.


—Кроме инвестиций в инфраструктуру и развитие терминальной сети, что еще способствует повышению привлекательности отправки грузов по железной дороге для грузовладельцев?

— Это те качества, что я назвал: скорость, безопасность, надежность, экологичность и тарифная конкурентоспособность. Когда я учился в транспортном университете, нас учили, что железная дорога всегда дороже морского транспорта. Сегодняшняя реальность опровергает эту аксиому – зачастую железная дорога становится даже дешевле, если мы говорим, например, о перевозках из Юго-Восточной Азии в Европу.

Пожалуй, цифровые технологии – это та область, которую действительно нужно активно развивать. Альтернативные виды транспорта уже вовсю используют цифровую накладную и сопроводительные документы. Нам надо добавить  цифровое обеспечение в перевозочную деятельность, и тогда клиентов у железной дороги станет ещё больше. 


— Ведется ли работа ОТЛК ЕРА с китайскими логистическими платформами и государственными компаниями?

— Работа ведётся на постоянной основе. Прежде всего, с компанией CRCT, нашим главным контрагентом по перевозке контейнерных поездов по Китаю. Мы также поддерживаем контакт практически со всеми крупными логистическими платформами, экспедиторскими компаниями, владельцами контейнерного парка. Интерес проявляют и морские линии, которые хотят представлять комбинированные перевозки вместе с нами.

Наша компания – постоянный участник крупнейших транспортных мероприятий в Китае: в Чэнду, Шанхае, Чунцине, Сиане. Мы активно работаем над развитием отношений с логистическими компаниями Китая.


— Какие планы у компании на ближайшую перспективу?

— Заниматься любимым делом – развивать транспортные маршруты между Китаем, странами ЕАЭС и Евросоюза. 2024 год был рекордным за всю историю компании: мы перевезли 746 тысяч контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте.

Текущий год начался с некоторых проблем, связанных с реконструкцией инфраструктуры на нашем базовом маршруте и ограничениями со стороны участников перевозочного процесса. Но я уверен, что мы с успехом преодолеем все барьеры, покажем достойный результат и уже в следующем году планируем дальнейший рост. 


Источник: http://www.cctvzyzg.com/index/detail/id/9141.html